Год
1999
Автор
София Парнок
Тираж
1000

В книгу включены критические статьи известной поэтессы серебряного века (1885-1933), никогда ранее отдельным сборником не выходившие. Они посвящены творчеству А. Белого, М. Кузмина, В. Ходасевича, С. Есенина, А. Ахматовой и многих других литераторов начала ХХ века и были опубликованы в периодических изданиях 20-х годов. Подготовка Е.Коркиной.

sverstniki

О КНИГЕ:

  • Е. Нестерина. «В хаосе созидания», «Книжное обозрение», №32, 02.08.1999;
  • Н. Елисеев. «Рецензия на рецензию», www.gay.ru, 20.07.2000;
  • И. Толстой. «Дневник читателя», «Русская мысль», 28.10.1999;

Рецензии:

Поэтесса и критик начала нашего века София Парнок начала публиковать свои критические работы и рецензии под псевдонимом Андрей Полянин еще в 1913 году. На волне любви к искусству Серебряного века читателям покажется интересным взгляд современника той эпохи на творчество Андрея Белого, Ахматовой, Есенина, Ремизова, Брюсова и других поэтов и писателей. Особого внимпния заслуживает ее авторская позиция — Парнок совершенно независима в своих суждениях, ее статьи лишены цеховой тенденциозности. «Творить душу свою, искать и выявлять высокие ценности в хаосе своего я, созидать и разрушать во имя беспрерывной духовной жизни должен прежде всего учиться художник», — считала поэтесса.
Елена Нестерина

Две рецензии, помещенные в сборнике рядом:на «Радуницу» Сергея Есенина и «Вереск» Георгия Иванова — могут служить образцами изящества критики. Если позволено будет применить богословский термин, то я бы написал, что перед нами — апофатическая критика. Перечислены все слабые стороны лирики юного Есенина, но у читателя остается ощущение, что речь идет о большом поэте (и это ощущение сознательно вызывается автором). Ощущение на редкость точное.
Никита Елисеев

Книга критических статей Софии Парнок издается впервые, что совсем не означает отсутствие интереса к этой одинокой фигуре русского Серебряного века. Много лет отдала изучению жизни и творчества Парнок петербургская исследовательница Софья Полякова, подготовившая для «Ардиса» (1979) почти полное собрание стихов опальной поэтессы и порой даже подписывавшаяся парноковским псевдонимом «Полянина». «Стихи, — пишет составительница книги Елена Коркина, — только часть (хотя и наиболее ценная) литературного наследия Софии Парнок. Публикуя сборник статей поэта,мы хотим обратить внимание на другую грань ее творчества — может быть, менее интересную. Стихи настоящего поэта (попробуем выразиться так) — попытка сотворить свой мир и найти себе место в этом мире. Литературные статьи и рецензии — способ оценить такие «свои миры», сотворенные другими, и найти себе место среди этих «других», т.е. в литературе».
Иван Толстой, Прага