Год выпуска
2008
Автор
Елена Щапова
Формат издания
145х215
Количество страниц
364
ISBN
5-87532-011-7
Тираж
5 000

Книга Елены Щаповой «Это я – Елена» не случайно перекликается с названием романа Эдуарда Лимонова «Это я – Эдичка». Бывшая супруга Эдуарда Лимонова написала свою версию знаменитой любовной истории, начавшейся в Москве и завершившейся в Нью-Йорке. Позже Елена Щапова вышла замуж за итальянского графа и получила приставку – де Карли. Писательница отрицает, что ее проза – литературный ответ бывшему супругу. «Это я – Елена» состоит из связанных между собой небольших историй и монологов. Книга также дополнена стихами Елены Щаповой. Влюбленный в молодую поэтессу Эдуард Лимонов когда-то восклицал: «Говорят, что красивая женщина не может быть хорошим поэтом. Может!» Эти слова косвенно подтвердил и Иосиф Бродский, представивший в свое время поэзию Щаповой читателям журнала «Континент».

Рецензии:

Так, если не ошибаюсь, ее называл Сальвадор Дали. Восхитительный скелет. Не уверен насчет скелета, а что восхитительный – верно. Жанр книжки Елены Щаповой – «интервью с самой собой». Открывается «Кратким жизнеописанием», далее идет «Очень краткое жизнеописание» («Графиня Елена Сергеевна Козлова-Щапова де Карли родилась в конце XX века в городе Москва. Умерла в начале… Нет, не умерла. Бессмертна») и – наконец – «Совсем краткое жизнеописание» («Пи-пи. Как-как. Ам-ам…»). Написана давно, через пять лет после романа Лимонова «Это я – Эдичка» (вышел в свет в 1979-м), но в России издана только сейчас. Разумеется, книжка Щаповой «Это я – Елена» является ответом Лимонову, ответом бывшему мужу, с которым они когда-то покинули СССР и отправились на Запад. Причем Лимонов писал про нее и про себя, Щапова писала про себя и про него. Автор послесловия Ярослав Могутин так сравнивает обе книжки: «В ответ на абсолютную лимоновскую серьезность (что и говорить, с юмором во всех его произведениях дела обстоят невесело) Елена выбирает тактику всесокрушающего сарказма…» Все верно.

В принципе именно серьезность – главный и едва ли единственный недостаток писателя Эдуарда Лимонова. Читая Елену Щапову, неизбежно вспоминаешь Хармса. Точнее, не Хармса, а Михаила Кузмина. Разумеется, не «Форель разбивает лед», а «Печку в бане» – вещь абсолютно хармсовскую, но все-таки написанную Кузминым. Избранным утонченным эстетом. Помните?
НГ Ex Libris, 2008