Александр Журбин

«Я ВОСПЛАМЕНЯЮСЬ ОТ ЛИТЕРАТУРЫ»

 

2004

 

 

Композитор Александр Журбин со своей будущей женой, поэтессой Ириной Гинзбург, познакомился благодаря книгам. Однажды он пришел к переводчику Льву Гинзбургу за разрешением положить его переводы на музыку, а дверь в квартиру открыла красивая 24-х летняя девушка, дальнейшее было предрешено….

 

У тебя в библиотеке остались издания прежних лет?

Практически все книги, которые меня окружают, путешествовали со мной из Ленинграда сначала в Москву, затем в Нью-Йорк, а потом  обратно  в Москву. Когда мы с Ириной поженились, то было много удивительных совпадений, например, у нее был один том из двухтомника любимого писателя, а у меня другой том из того же двухтомника. Стоящее на полке собрание сочинений Томаса Манна я купил, когда мне было 19 лет, оно везде ездит со мной. Позднее я даже написал мюзикл по новелле Томаса Манна «Фьоренца».

2055060

Наверное, многие книги с автографом?

Вот книга Сергея Образцова. Я имел счастье быть с ним знакомым. Как-то мы пришли к Сергею Владимировичу вместе с нашим сыном, Левой, которому было всего три года, а Сергею Владимировичу тогда было лет 80. И он сделал Леве на книжке такую надпись: «Дорогой Лева, когда вырастешь, прочти и позвони мне, скажи, как понравилось». Лева прочитал, но позвонить не удалось, Сергей Владимирович к тому времени, уже умер. Или другой патриарх советской литературы—Виктор Борисович Шкловский, мы жили с ним в одном доме, я вез сына в коляске. Идет Виктор Борисович, я прошу: «Виктор Борисович, напишите, пожалуйста, автограф моему сыну». Леве было тогда шесть месяцев, а Шкловскому—90. И он написал: «Сашке Журбину и Левке Журбину от старого Витьки Шкловского».

Я вижу у тебя книги с автографом Бродского. Ты был с ним знаком. Какую музыку он любил?

У него были странные вкусы. Кто-то ему внушил—и он это всегда говорил—что Гайдн более великий композитор, чем Моцарт. Откуда он это взял? Не думаю, что он так глубоко в этом разбирался. Он любил Шуберта. Кстати, и на поэзию у него был свой взгляд, он не раз говорил, что Боратынский куда более великий поэт, чем Пушкин.

a0ez8dplfhw

Ты один из тех композиторов, в основе творчества которого лежат литературные произведения.

Я написал  6 опер, три балета и около сорока мюзиклов и все они, естественно, построены на каком-то литературном сюжете. Я бы сказал, что воспламеняюсь от литературы. Когда начинаю читать какое-то произведение, тут же думаю как с этим произведением «обвенчаться».

Разве можно из «Преступления и наказания» Достоевского сделать мюзикл?

Уже сделали. Мой коллега и друг Эдуард Артемьев, знаменитый композитор, закончил, наконец, оперу «Преступление и наказание», над которой работал 30 (!) лет. Я тоже обращался к Достоевскому, его роману «Униженные и оскорбленные»—это ранний роман Достоевского, немного сентиментальный, сам Достоевский говорил, что тогда находился под сильным влиянием «Отверженных» Гюго. За эту оперу я получил национальную премию «За лучшую музыку»

0xkutr4qjtk

Мне казалось, что Достоевский такой трагический писатель, что делать из его произведений мюзиклы довольно странно…

Тут ты, как и многие, ошибаешься. Мюзикл—это не легкий жанр. Вот оперетта — жанр легкий, веселый. Возьмите мюзикл «Вестсайдская история»—там все умирают, это настоящая трагедия. Или мюзикл «Человек из Ламанчи» по «Дон-Кихоту» и т.д. Главное, что нужно для мюзикла—это страсть, человеческая чувственность и если они есть, то мюзикл получится.

Какие книги ты перечитываешь?

Есть любимые авторы—Набоков, Томас Манн, Достоевский. Каждый из них закрывает какую-то часть моей души. Набоков—своим немыслимым дьявольским уходом в какую-то гиперреальность, Томас Манн—один из немногих великих писателей, который понимал в музыке, Достоевский—это глубины человеческого подсознания. Но есть писатель, которого я последние год-полтора читаю без конца. Я читаю его в первый раз. Это очень трудное чтение— эпопея Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Сейчас я заканчиваю последний том. Я всегда мечтал ее прочитать. И мало людей в России ее читали. Я много раз проверял, спрашивал: а вы знаете, кто такой Пруст. Мне говорили: знаем, знаем… И я уточнял, а кто такой Вентейль? Не знают… Напомню, что это композитор, учитель музыки Свана, вымышленный Прустом персонаж.

ejedrejg2tk-1

До конца ее трудно дочитать…

Оказывается Бродский, человек очень начитанный, тоже никогда не читал Пруста. Дело в том, что Пруст тогда не был переведен целиком. Бродский хорошо знал английский, а французским не владел. И начинать читать огромную книгу без финала для него не имело смысла.

wfo8hfcjvrw

Я помню, что ты и сам—автор четырех книг…

Последняя называется «Орфей, Эвридика и я». Я написал про детство, про юность. В книге есть и несколько писем людям, которых очень люблю—например, Рахманинову. У меня с ним некая мистическая связь. Он жил в том же доме, в котором и я сейчас живу, и даже играл на рояле, который сейчас принадлежит мне. Мало того, Рахманинов лечился у психиатра, который жил за углом, я ежедневно прохожу мимо этого здания. Такая вот мистика.