Владимир Клавихо-Телепнев

«ВЫСОТКА ДРАКУЛЫ»

 

2008

 


Владимир Клавихо-Телепнев по профессии—живописец, но широкой публике он известен благодаря своим черно-белым фотографиям, в которых сказочное начало пронизано ностальгической интонацией.

 

 

Как получилось, что ты стал фотографом?

Мой отец — репортер, дед, которого я никогда не видел, был фотографом. Когда я стал снимать, моя девушка познакомила меня с журналистами и представила как фотографа. Просто наврала. Пришлось соответствовать. Шла перестройка, все вокруг менялось, и потихонечку я внедрился в профессию отца.

150

А как у твоей фамилии появилась вторая часть — Телепнев?

По законам Колумбии, родины моего отца, у детей одна фамилия от матери, а другая—от отца. Мой отец — Клавихо-Паррадо, и когда у меня был российский паспорт, то в нем была указана фамилия Клавихо-Паррадо, а потом, когда я поменял паспорт, то стал Клавихо-Телепнев. Мне это было очень приятно, потому что Телепневы — старый русский род, фамилия моей матери, которая у русских женщин теряется, а вот в Колумбии живет до тех пор, пока живут твои дети.

Отец — колумбиец, мать — из старого русского рода. Есть книги, которые досталось тебе в наследство?

От моего деда, всю жизнь занимавшегося фотографией, осталось всего 3 фотографии. От матери досталось несколько книг, которые она пронесла сквозь все эвакуации. Один из моих родственников был специалистом по Батюшкову, и основная часть его библиотеки тоже сохранилась. Одна из книг у меня недавно появилась от отца — «Дневник путешествия Клавихо в Самарканд к дворцу Тимура». Был такой посол Руи Гонсалес де Клавихо во времена Тамерлана, который путешествовал в глубь Средней Азии и описывал свое путешествие на двух языках. У меня есть идея повторить в картинках эту поездку—в Средней Азии не очень сильно изменился пейзаж и архитектура.

dsc01077-2

Почему у тебя в мастерской оказалась книга Мориса Метерлинга?

Мне всегда хотелось соединить в фотографии репортажность и сказку. Перечитывая  Метерлинга, я стараюсь использовать его опыт в своих работах. Например, натюрморт всегда сродни портрету человека. Да и архитектуру стоит снимать, как живой персонаж. А пейзажи, например, горы, мне нравится снимать, как животных.

В книгах тебя интересует именно сказочное начало?

У меня две дочки шести и восьми лет. Пока они маленькие, я хотел проиллюстрировать для них книжку «Алиса в стране чудес». Но чтобы получилась книжка для любого возраста. Я специально заказал для этого проекта больших кукол. Их сделал Андрей Дроздов, художник выходившей на НТВ передачи «Куклы». С помощью них я выстраиваю мизансцены, в которых задействована одна единственная живая девочка. Но из-за того, что проект делается уже долго, первая моя модель выросла и пришла на последнюю съемку подростком с буйными зелеными волосами. Поэтому, скорее всего, в проекте будут разные Алисы, например, Алиса с восточными чертами лица, или Алиса— взрослый человек, а может быть, Алисой станет чернокожая девочка или даже мальчик…

Когда ты сам читал «Алису» в последний раз?

Я все время читаю, закачиваю себе в телефон этот текст, и в любом месте, когда есть время, читаю те фрагменты, которые меня интересуют и на основе которых работаю.

1e66fb46192ca35e223320d37e1a8b17

Ты много снимаешь сталинской архитектуры. Какие ассоциации она у тебя вызывает?

Когда проезжаю по Москве, то рассказываю детям разные истории. О высотках рассказываю, что в них живет Дракула, и что это замок колдуна. Если я буду им говорить что это университет, им будет неинтересно. И эти сказки, конечно,  реализуются в фотографии.

У тебя на рабочем столе лежит книга «Портрет». Что для тебя— хороший портрет?

Самые лучшие съемки это те, которые не состоялись. Так было, например, с Леной Кореневой. Для меня очень важен диалог. Пока я настраиваю аппаратуру, разговариваю с человеком, он становится интересен мне, а я — ему. Высшая стадия этого диалога — хороший портрет. С Леной Кореневой у нас был такой хороший диалог, что мы решили не делать фотографии.

В этом есть определенная прелесть: зачем фиксировать то, что уже было.

Даже чувствуешь какую-то неловкость, что кто-то может видеть твой интимный разговор, запечатленный на снимке.

klaviho_26112015_7

В фотоальбоме «Вишневый сад» опубликованы твои фотографии Ренаты Литвиновой…

Во МХАТе сейчас идет «Вишневый сад» в постановке Адольфа Шапиро с Ренатой в роли Раневской. Два года назад я сделал свою постановку этой пьесы как фотограф. Взял в героини опять же Ренату Литвинову, на роль Лопатина выбрал тоже женщину — это Лена Морозова, Гаев — это Катя Стриженова, Шарлота – Тутта Ларсен… Получился фотоспектакль, где все персонажи женщины.

Некоторые считают Ренату Литвинову довольно одинаковой…

Я с этим не соглашусь. Мы начинали с ней практически одновременно, Рената—мой друг, она появилась еще неизвестной сценаристкой, и я был тоже совсем неизвестным фотографом, и мы вместе обдумывали, какой же образ должен быть у нее и потихонечку делали съемки. Тогда она думала, что ей ближе Грета Гарбо, а я считал, что Марлен Дитрих, и получилось в конце концов что-то среднее между ними. Сейчас Рената Литвинова—это Рената Литвинова.

958f76e9631f5e48f719284bb1058376_m0_696x0

Тебе нравится ее проза?

Очень нравится. Я как раз на это больше всего и обратил внимание в начале знакомства. Потому что для меня было удивительным — красивая женщина вдруг оказывается еще и умной. Мы с Ренатой Литвиновой недавно решили скооперироваться и выпустить совместную книжку — она пишет сказку, а я ее иллюстрирую.

111424115_3508461_7402e1ab075b17e5174d1f2046ecef7c_l