Год выпуска
1998
Автор
Ольга Постникова
Тираж
500

Книга избранных стихотворений известной поэтессы, реставратора по своей основной специальности. Это драматические по ощущениям стихи. Автор большое внимание уделяет старорусским или вышедшим из активного употребления словам и выражения. За свои стихи Ольга Постникова была удостоена стипендии немецкого фонда Альфреда Топфера. Оформление Андрея Рыбакова.

О КНИГЕ:

  • И. Кукулин. «Солнце в небе. Вкус железа на губах», «ExLibris НГ» 01.10.1998.
  • Т. Бек. «Сопротивление духовной материи», «Дружба народов», №11, 1998.

Рецензии:

Ferrum — по-латыни железо, которое содержится в крови, в ее гемоглобине. Так в эпиграфе трактует странное название своей книги Ольга Постникова. Книга делится на четыре раздела6 каждый из которых самодостаточен и выстроен как сборник со своим лирическим сюжетом: «Ferrum», «Из книги «Крылатый лев», «Из книги «Бабьи песни», «Из книги «Понтийская соль». Все разделы писались подолгу, зачастую параллельно, с перекличками, скрещеньями, отходами, возвратами. «Я написала несколько поэтических книг, — обьясняет мне Ольга. — Они в этом сборнике показаны. В каждой книге свой главный герой, адресат стихов. Это диалоги и монологи, обращенные к разным людям. Но каждую книгу я писала, каждую нитку разговора я тянула всю жизнь. Все просто — это отдельные разговоры с разными собеседниками, которые остаются со мной навсегда». Пожалуй, такая композиция стихотворной книги в нашей словесности беспрецедентна: льющиеся синхронно музыкальные потоки создают могучий интонационный эффект… Вернемся к нашему железу. В этом названии — сразу два смысла, сразу две метафоры. С одной стороны, здесь заявлен характер — страстный и твердый, скрытный и опасный, упорный и строптивый: «Только злою и резкою (сильною!) помнишь меня». С другой стороны, О.Постникова в стихах чрезвычайно привержена обозначению разнообразных видов материалов,вещества, состава: булыжник, металл, чугун, серебро, свинец, кирпич, бетон, лазурит, гранит, кварц, сталь, медь, бронза, окалина, торф, слюда, гашеная известь, дерматин, нефть, керосин… Вообще, все вечные мотивы в поэзии Постниковой, как клеймом, травлены приметами, которые могли родиться только здесь и теперь. Она любит контрасты, парадоксы, оксюмороны, трагически сплавляющие старину и новизну: «нет, уже не получится русский пейзаж / без решетчатых вышек высоковольтных» или «мы холод преисподний возлюбили / и прячемся не в храме, а в метро». Российская вечность в этих стихах густо уснащена КБ, почтовыми ящиками, корпусами номерных заводов, химическими и военными базами…
Татьяна Бек

Главная тема сборника «Ferrum» — повторение и возрождение. Повторение как тема разрабатывается уже в одном из первых стихотворений книги. Повторение оказывается связано с почвой, в которой невозможно укорениться, из которой невозможно расти — и тем не менее человек оказывается связан с ней неразрывно. Повторение ежедневного труда, почти бессмысленного — дома, и на службе — наполнено незаметными подъемами и спадами. Повторение оказывается творческим действием. «Ferrum» — по-латински «железо». Книге предпослан эпиграф: «Гемоглобин — красный пигмент крови — содержит железо». Оставаться живым в описываемых условиях, быть отчасти железным. Каждый день умирать и вновь приходить в себя.
Илья Кукулин