Книга избранных стихотворений известной поэтессы, реставратора по своей основной специальности. Это драматические по ощущениям стихи. Автор большое внимание уделяет старорусским или вышедшим из активного употребления словам и выражения. За свои стихи Ольга Постникова была удостоена стипендии немецкого фонда Альфреда Топфера. Оформление Андрея Рыбакова.
О КНИГЕ:
- И. Кукулин. «Солнце в небе. Вкус железа на губах», «ExLibris НГ» 01.10.1998.
- Т. Бек. «Сопротивление духовной материи», «Дружба народов», №11, 1998.
Рецензии:
Ferrum — по-латыни железо, которое содержится в крови, в ее гемоглобине. Так в эпиграфе трактует странное название своей книги Ольга Постникова. Книга делится на четыре раздела6 каждый из которых самодостаточен и выстроен как сборник со своим лирическим сюжетом: «Ferrum», «Из книги «Крылатый лев», «Из книги «Бабьи песни», «Из книги «Понтийская соль». Все разделы писались подолгу, зачастую параллельно, с перекличками, скрещеньями, отходами, возвратами. «Я написала несколько поэтических книг, — обьясняет мне Ольга. — Они в этом сборнике показаны. В каждой книге свой главный герой, адресат стихов. Это диалоги и монологи, обращенные к разным людям. Но каждую книгу я писала, каждую нитку разговора я тянула всю жизнь. Все просто — это отдельные разговоры с разными собеседниками, которые остаются со мной навсегда». Пожалуй, такая композиция стихотворной книги в нашей словесности беспрецедентна: льющиеся синхронно музыкальные потоки создают могучий интонационный эффект… Вернемся к нашему железу. В этом названии — сразу два смысла, сразу две метафоры. С одной стороны, здесь заявлен характер — страстный и твердый, скрытный и опасный, упорный и строптивый: «Только злою и резкою (сильною!) помнишь меня». С другой стороны, О.Постникова в стихах чрезвычайно привержена обозначению разнообразных видов материалов,вещества, состава: булыжник, металл, чугун, серебро, свинец, кирпич, бетон, лазурит, гранит, кварц, сталь, медь, бронза, окалина, торф, слюда, гашеная известь, дерматин, нефть, керосин… Вообще, все вечные мотивы в поэзии Постниковой, как клеймом, травлены приметами, которые могли родиться только здесь и теперь. Она любит контрасты, парадоксы, оксюмороны, трагически сплавляющие старину и новизну: «нет, уже не получится русский пейзаж / без решетчатых вышек высоковольтных» или «мы холод преисподний возлюбили / и прячемся не в храме, а в метро». Российская вечность в этих стихах густо уснащена КБ, почтовыми ящиками, корпусами номерных заводов, химическими и военными базами…
Татьяна Бек
Главная тема сборника «Ferrum» — повторение и возрождение. Повторение как тема разрабатывается уже в одном из первых стихотворений книги. Повторение оказывается связано с почвой, в которой невозможно укорениться, из которой невозможно расти — и тем не менее человек оказывается связан с ней неразрывно. Повторение ежедневного труда, почти бессмысленного — дома, и на службе — наполнено незаметными подъемами и спадами. Повторение оказывается творческим действием. «Ferrum» — по-латински «железо». Книге предпослан эпиграф: «Гемоглобин — красный пигмент крови — содержит железо». Оставаться живым в описываемых условиях, быть отчасти железным. Каждый день умирать и вновь приходить в себя.
Илья Кукулин