Год выпуска
2008
Автор
Мизиа Серт
Формат издания
145х215 мм (средний формат)
Количество страниц
312
ISBN
978-5-91671-007-6
Тираж
5 000

Титул «пожирательницы гениев» Мизиа Серт, вдохновлявшая самых выдающихся людей своего времени, получила от французского писателя Поля Морана. Ренуар и Тулуз-Лотрек, Стравинский и Равель, Малларме и Верлен, Дягилев и Пикассо, Кокто и Пруст — список имен блистательных художников, музыкантов и поэтов, окружавших красавицу и увековечивших ее на полотнах и в романах, нельзя уместить в аннотации. Об этом в книге волнующих мемуаров, написанных женщиной-легендой, свидетельницей великой истории и участницей жизни великих людей. Оформление серии Андрея Рыбакова.

5a misia

Рецензии:

Страсти по Шанель
Есть вещи, обреченные оставаться на пике моды, – маленькое черное платье, духи Chanel № 5, женские брючные костюмы. Думаете, в этом есть заслуга Коко Шанель?

Мемуары двух небожительниц от кутюр докажут обратное!
Петербурженка Мария Годебска, сделавшая карьеру светской львицы в Париже, Мизиа Серт на протяжении доброй половины века была заметной фигурой в среде богемы.

Незадолго до смерти в 1950–м она продиктовала книгу воспоминаний о великой и прекрасной эпохе, где ей досталась роль всеобщего предмета восхищения, обожания и завести. Один перечень имен знаменитостей, водивших с ней дружбу, повергает в трепет. Ренуар и Тулуз–Лотрек, Маларме и Верлен, Дебюсси и Равель, Дягилев и Кокто…

Трое мужей, один другого богаче; дружба с любовницей мужа–художника; смерть от морфия… В мемуарах Мизиа, правда, многое нафантазировано, но особо хочется обратить внимание на несколько знаковых моментов.

У всех гениев, близко соприкасавшихся с Мизиа, дела начинали складываться не слава богу. Видимо, это наблюдение и дало основание дипломату Полю Морану дать Мизиа хлесткую характеристику – «пожирательница гениев».

Описывавая приемы и рауты, «где варились самые содержательные парижские сплетни», Мизиа фиксирует внимание исключительно на… обуви гостей. На вечеринках любил бывать и С. Дали, о котором автор упоминает сквозь зубы, ибо художник водил тесную дружбу с одной женщиной–модельером. А ее Мизиа на дух не переносила, ибо она была главной соперницей ее лучшей подруги. Подругу Мизиа звали Коко Шанель, конкурентку – Эльза Скиапарели.

Забавно, что имя Шанель ни разу не упомянуто в тексте, зато читатель догадывается, что Коко обязана Мизиа буквально всем: клиентами, деньгами, советами по шитью. Не будь щедрой, умной и дорой Мизиа, мода от кутюр осиротела бы.

Впрочем, Шанель и правда повторяла: «Если бы не Серт, я бы так и умерла дурой».
Кстати, ей не позволила бы умереть в нищете не только богачка Мизиа.

Когда Коко открыла первое ателье, в Париже уже была королева – дизайнер Эльза Скиапарелли. Как и Мизиа, в 1950–х она выпускает книгу воспоминаний о времени, когда гламурный Париж во все глаза следил за союзом Скиапареллли – Дали – Кокто: он генерировал чумовые духи и пальто, брючные костюмы и пижамы цвета «шокирующей розы».

Скиапарелли дарила свои шляпки в виде таблетки и туфельки кинодивам, рисовала эскизы костюмов для светских женщин; ее ассистентами были Карден и Живанши… В поединке за клиентов, борьбе за первенство на рынке моды победила, как известно, бессмертная Шанель. «Все умрут, а я останусь». Королева оказалась права.
Елизавета Новикова, Журнал «Ваш досуг», 29 октября – 9 ноября 2008, № 44

Мария Годебски, мадам Натансон, мадам Эдвардс, мадам Серт, Мися, как звали ее многочисленные русские друзья и Мизия — все остальные.
Она родилась в 1872 году в Санкт-Петербурге, выросла в Бельгии, осела в Париже. В ней смешались польская, бельгийская и еврейская крови, а родным языком стал французский. Красавица, дама света, подруга Коко Шанель, Сергея Дягилева и Пабло Пикассо. Ее портреты писали Ренуар, Тулуз-Лотрек, Боннар, Вюйар, Валлоттон. Ей посвятили свои сочинения Стравинский, Равель и Пуленк, она стала прообразом двух персонажей «В поисках утраченного времени» Пруста.

При этом Мизиа с необычайной легкость относилась к поклонениям гениев: «Каждый раз к Новому году Малларме присылал мне гусиную печенку, сопровождаемую четверостишием. Гусиная печенка съедена, а четверостишия исчезли…» или «Я не испытываю ни малейших угрызений совести оттого, что столько прекрасных стихов потеряно, что дюжины рисунков Тулуз-Лотрека, сделанных на меню, выброшены вместе с остатками вчерашнего обеда, что не могу найти у себя сонет Верлена, в котором он объясняет, почему я стала розой…»

Эту книгу она продиктовала уже на склоне лет (Мизиа почти ослепла), конечно, многое в ней поменяла или представила в другом свете, чтобы закрепить впечатление легкомысленной enfant terrible. Но женщине которая способна написать: «В шестнадцать лет становилось грустно, что нельзя, не вызвав смех, вообразить себя Офелией», — можно простить все.
Нина Иванова, Time Out, Москва, 26 ноября 2008

Влюбиться в роман
Мемуары одной из знаменитых богемных красавиц, блиставших во времена «бель эпок», свидетельницы знаковых событий в сфере искусства, единственной подруги Коко Шанель. Французский писатель Поль Моран назвал Мизию «пожирательницей гениев».

Она была знакома с Ибсеном, вела долгие беседы с Малларме, гостила у Золя, а однажды «влюбилась в роман, присланный молодым учителем из Праги. Он стал знаменит под именем Гийома Аполлинера».

О Поле Верлене она пишет: «Он вынес все пощёчины, которые давала ему жизнь…
Простые слова были его словами.
Он умел превратить их в сокровища»
Литературная газета, Выпуск №43 (6195)(2008-10-22)

Эта книга – живое и увлекательное свидетельство парижской жизни ХХ века.

Муза поэтов и художников, единственная верная подруга Коко Шанель и Сергея Дягилева, Мизиа Серт была свидетельницей триумфов Русского балета, перемен моды и стиля ХХ века, а своей уникальной судьбой стала примером искренней любви к искусству, в котором принимала самое непосредственное участие.
Александр Васильев, историк моды