Александр Васильев

«ХОРОШИЙ ВКУС ЭТО ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ»

 

2005

 


Еще недавно определение – модное: модная книга, модная литература, модный художник считалось у нас в стране крайне неинтеллигентным. Сейчас все решительным образом изменилось. Отчасти это произошло благодаря историку моды и театральному художнику Александру Васильеву.

 

Полагаю, что ваша новая книга «Русская мода – 150 лет фотографии» одна из самых важных за последнее время. Уверен, что вы работали над ней достаточно долго.

Очень долго. Я писал  ее 7 лет, и, конечно, по сравнению с моей предыдущей книгой «Красота в изгнании», над которой я работал 10 лет, это очень быстрый срок. Но я не хочу делать выпуск книг слишком быстрыми и частыми, во-первых, потому что публика должны переварить то, что сделано, во-вторых, я все же отвечаю за их содержание. Для меня очень важен изобразительный ряд, исследования, которые я делаю, это не беллетристика, это научное,  историческое и социологическое исследование одновременно. И мне кажется, что мои книги характеризует — и первую, и вторую – то, что на эту тему ничего у нас в стране не было написано. По сюжету первой книги у нас сомнений нет. Это творчество первой русской эмиграции в области моды между двумя войнами, про это не писалось никогда. А о русской и советской моде, которой посвящена следующая книга, выходили небольшие издания, небогато иллюстрированные. Здесь же у меня 2000 иллюстраций, а в первой книге — 800.

njwc3vuy2x8

Прежде чем обратиться более подробно к содержанию последней вашей книги, я хочу вас спросить – как вы считаете, почему в прежние годы быть модным в России считалось неинтеллигентным?

Потому что Россия всегда находится во власти западной моды и быть модным означало быть прозападным, а быть прозападным означало не быть достаточно патриотичным, не быть, возможно,  целеустремленным строителем социалистического общества. И это, я думаю, было главной идеологической преградой для модного образа в СССР.

В вашей новой книге проанализирована как раз советская мода на протяжении 150-ти лет. В советские годы, когда неинтеллигентно, неприлично было числиться модником, наверное, все-таки некоторые девушки позволяли себе следовать западным традициям?

Тут не только дело в девушках или юношах. В советское время выработался свой собственный советский стиль в одежде, который был немногословен, а часто, очень строг, часто мало колоритен. Этот официозный партийный стиль не мог развиваться слишком долго и был ограничен годами жизни Сталина. В его эпоху, особенно  после победы во Второй мировой войны, были даже изданы специальные указы, запрещавшие женщинам носить глубокие декольте и слишком короткие юбки. Почему так боролись со стилем «нью лук», который пришел к нам из Парижа уже в  50-е годы? Потому что это связывалось  со стиляжничеством, ткани требовалось слишком много, и талии должны были быть слишком узкими, и женщины должны были выглядеть слишком пикантными, а мужчины прозападными, с коками, скажем, с обувью на манной каше, и в брюках дудочках, они совсем не подходили к образу строителя коммунизма.    

7d_39_vasilev_f05_fmt

Александр, если обратиться к 150-ти годам русской моды, как и написано на этой вашей книге, то, что русские непосредственно внесли в мировую моду?

Я в этой книжке как раз рассказываю о том, как мода началась в 850-е годы, с появлением первой фотографии на бумаге, и как она закончилась с появлением цифровых камер в 2000-м году. Вот  за этот строго определенный период времени Россия несколько раз влияла на западные вкусы, на европейские вкусы, и это, конечно, выразилось в климатических особенностях русской моды, в частности, в том, что в России без меха нельзя было обойтись. Любовь к мехам, была привнесена в Европу из России и в 19-м веке, и в эпоху Дягилева, и в 20-е годы,  когда сотни тысяч  эмигрантов попали во Францию. Они стали очень сильно влиять на развитие модного бизнеса, меха, безусловно. Это стало точно таким же открытием для Европы, как высокие женские сапоги, которые пришли в моду, увы, не в 60-е, как многие думают, а еще в 20-е годы, и тоже были привнесены в моду россиянками.

А меховые шапки?

Безусловно, меха и меховые шапки. С другой стороны, роскошь византийская, которая шла из Петербурга, от русского двора, считавшегося самым роскошным двором Европы. Напомню вам, что Петербург в 10-е годы назывался самой элегантной столицей Европы. Сегодня  мы о этого сказать, к сожалению, не можем. Сочетание меха и жемчуга, бриллиантов и глубоких декольте – это впечатление от имперской роскоши пришло из  России. Затем типаж женщин в 30-е годы: модели с высокими скулами, блондинки с голубыми глазами… Их в изобилии представляли русские манекенщицы-эмигрантки в меж военное время, такими как Людмила Федосеева или княжна Натали Палей… И еще один важный фактор, который я хочу назвать — это восточное влияние, которое, хотя и не было чисто русским, но привнесено было Дягилевым, Леоном Бакстом через русские балеты. Любовь к ярким краскам, шароварам, даже к чалмам, пришедшее в Европу через искусство русских балетов, тоже очень сильно повлияло на моду. Кстати, оно же и заставило женщин снять корсеты.

25b5e4c769501b7ef4c312b41433cd46

Если судить по вашей мини-лекции, мировая мода во многом формировалась под влиянием России?

Не совсем так. Все страны имеют какое-то влияние на моду. Китай, конечно, США, Англия, Италия.

Некоторые известные модельеры ввели в обиход элементы одежды и стиля…

Если говорить о конкретной советской моде, то первые полеты людей в космос, я имею в виду Юрия Гагарина и Валентину Терешкову, безусловно, изменили характер моды, и всего того, что делали французские модельеры в 60-е годы – с мини юбкой, серебряными сапогами, со шляпами и скафандром. Я имею в виду Пьера Кардена, Андрэ Куррэжа, Мэри Квант, Пакко Раббано с металлическим деталями… все они, безусловно,  находились, под влиянием советской науки. Обидно, что сам Советский Союз с его многочисленными  Домами модели, которые существовали в каждом провинциальном городе, а к моменту перестройки их было больше 60-ти, уже не могли повлиять на мировую моду, потому что были невыездными. Кроме того, в них была настолько стерта личность самого создателя, что они не могли быть замечены издалека, из Запада. Единственным великим кутюрье 60-х годов был Вячеслав Зайцев, который тоже не имел выездов за границу до середины 80-х годов. Все боялись, что он разделит судьбу Нуриева или Ашкенази, или Барышникова…

f_18864160

Вы ведь в свое время тоже остались в Париже…

Я надеюсь, что мое возвращение в Россию, постоянная здесь работа сегодня точно так же обогащает  российскую культуру, как когда-то французскую. Мне хочется верить, что  мое действие подобно работе Дягилева, только наоборот. Он привез русскую культуру во Францию в 10-е годы, а я в 90-е и 2000-е годы привожу французскую культуру и французскую моду в Россию и стараюсь рассказать здесь правду о старой России, ее культуре, искусстве… Напоминаю, что первая моя книга переиздается здесь уже в 5-й раз. Это говорит о чем? О том, что ее  раскупили.

lnln59emyqg9_1_r6ftesg-article

Почему в книге «Русская мода – 150 лет в фотографиях», такое большое количестве бытовых, частных фотографий, в том числе портреты кинозвезд, я вот вижу Доронину, Светличную, Терешкову?..

Потому что это были факторы мировой моды. В то время, к сожалению, советская фотография не отличалась большим количеством модной фотографии. Я делал много интервью с бывшими манекенщицами, и у меня большой архив советских модный фотографий, В советскую эпоху, как правильно вы отметили, модничать было грешно, и считалось даже пасквильным. Единственно кому это позволялось, были актрисы. То, что могла себе позволить Эдита Пьеха на сцене, не могла себе позволить женщина, которая была учительницей или инженером. Это естественно, поэтому я включил в книгу такое количество фотографий звезд, которые были носительницами модного образа. Это было очень важно,  и я рад, что новое поколение, а меня читают, в том числе и студенты, могут познакомиться с этими модными образами, о которых они даже и не подозревали.

Скажите, а Евтушенко, например модный поэт, или Вознесенский, они оказали влияние на свою эпоху?

Конечно. Здесь есть их портреты. Понимаете, эпоха 60-ников, эпоха свитеров, дудочек, была важной.

Вы бываете не только в Москве или Петербурге, но и в провинции. Что происходит с там?

Вы себе не можете представить. Я только что вернулся из Мурманска, там проходит конкурс моды «Намоднение». 50 коллекций модников. Я только что был в Челябинске, мода кипит. Сегодня нет города в России от Хабаровска до Владивостока, где бы не было конкурса моды, школы моды, института дизайна.

5ff74729bca214c8e255f747e2f12646_888

Но вкус? Сохраняется, есть ли вкус?

Извините, вкус — это прирожденное понятие, генетически прирожденное понятие, которое воспитывается поколениями. Если у мамы и папы не было вкуса, это не значит, что он у вас появится. Немножко напоминает музыкальный слух, если у вас его нету, вас, тем не менее, могут научить играть собачий вальс. Это не так трудно, но вы не сможете стать великим музыкантом. Со вкусом похожее дело. Сегодня модные журналы – глянец, телепередачи, книжки могут  у вас развить вкус и привить вам его азы, и сказать, действительно, вот, мол, розовый с этим конкретно лиловым в полоску не будет очень хорошо, – грубый пример, но это не только в области цвета, в области формы, и в образе излишества. Думаю, что главная проблема русской моды в том, что ей все же излишне присуща фольклорность. Мы очень многословны, я в том числе, и мы не можем  остановиться…

Самокритика или как?

Это очень хорошо, когда человек может посмотреть на себя со стороны. Если взять русских моделей, то с них очень многое можно снять и очистить. Это перенасыщенность, которую я считаю византийской, может быть, татаро-монгольской, тут, конечно, массу традиций можно приплести, но она дает о себе знать.

Скажите, что нужно сделать, чтобы поднять уровень вкуса у российских жителей? Может быть, слушать ваши лекции? Вы скажете, думаю, что это — самое правильное…

Я не могу всех научить, и у меня абсолютно нет впечатления, что я должен это делать. Я считаю, что вся страна не должна быть со вкусом, должны быть разные люди, но должны быть все же и те, кто хорошим вкусом обладает. Думаю, что плохим примером является наша эстрада и шоу-бизнес. На эстраде практически невозможно, к сожалению, найти людей, обладающих этим качеством. Я имею в виду их одежду, жесты, манеры поведения. Многие стремятся к этому, но вульгарность, если честно, доминирует.

foto-maksim-nikolaev

А во Франции?

Я думаю, что и Франция  грешит плохим вкусом, и Англия, и  Америка, но все же у нас  это очень ярко выражено. Особенно в карикатурности образов. Наши утрированные женщины часто больше похожи на травести, а мужчины тоже столь утрированы на эстраде, что напоминают женщин. Но я хочу сказать о положительном, а положительное — это то, что сегодня школы моды есть везде, что там готовят людей, которые хорошо научились рисовать, научились кроить, еще не научились менеджменту, не научились правильному пиару и продаже в моде…

Какая для вас сейчас актуальная книга?

Совсем недавно вышла книга дневников императрицы Марии Федоровны, которую я прочел с огромным удовольствием. Начал в русском переводе, и довольно неплохом, читать роман Анри Труайя, который называется «Балерины  из Санкт-Петербурга». Я считаю, что погружение в прошлое очень характерно для сегодняшнего книгоиздания. Я думаю, что книги о моде всегда будут раскупаться, потому что на русском языке литературы на эту тему было очень мало.  Я не хотел бы быть единственным историком моды, или единственным вместе с Раисой Кирсановой. Я бы хотел, чтобы нас было больше, чтобы этих книг издавалось больше, чтобы они были такими же интересными, как и все остальное, и чтобы у нас открылся, наконец, музей моды.

Ваша коллекция может составить основу такого музея и в Париже, и в России…

Я слышал, что господин Лужков планирует построить нечто гигантское с господином  Юдашкиным, может быть, это случится, я только могу поаплодировать и порадоваться этому. Но пока я нахожусь в ожидании.

a93394fd20bb

Какая любимая книга в вашей домашней библиотеке?

Вы знаете, у меня не сотни, а тысячи книг в библиотеке. Вы будете поражены, если придете ко мне домой, и увидите это столпотворение книг. Я не могу выбрать одну. У меня есть авторы, особенно в области истории искусств, к которым я постоянно обращаюсь. Русскоязычные авторы, такие,  как Тройницкий, Врангель, Курбатов, Лукомский и Муратов, книги, которых я постоянно читаю, которые мне доставляют огромное удовольствие. Во-первых они радуют своим русским языком, во-вторых, глубиной знания  и подачей материала. Серебряный век подарил нам в свое время  удивительную культуру книги, иллюстрации, переплета, культуру бумаги, все то, сегодня еще не наверстано.

Это профессиональная библиотека?

Большинство книг у меня находится в Париже. А у своем доме в Литве я собираю просто издания начала века, которые имеют отношение к культуре модерна, и мне это очень приятно. У меня там большая коллекция беллетристики потому, что эстетически мне всегда приятно не только прочесть, но и держать в руках эти издания.

slide-1

 

25 мая 2005